К инклюзивному будущему: государственное управление, правовые реформы и образование в Казахстане

Авторы

  • Дархан Орынбасаров SDU University Author
  • Перизат Байырбек SDU University Author
  • Лаура Сапархан SDU University Author

DOI:

https://doi.org/10.47344/676v3423

Ключевые слова:

инклюзивное образование, государственное управление, правовые реформы, реализация политики, децентрализация, подготовка учителей

Аннотация

Данное исследование анализирует влияние правовых и административных систем Казахстана на реализацию инклюзивного образования. Инклюзивное образование направлено на обеспечение всем учащимся, включая детей с инвалидностью, качественного обучения на основе принципов равенства и прав человека. Применён смешанный метод исследования, объединяющий количественные данные о доступности школ и включённости лиц с инвалидностью с качественным анализом национальных и международных законодательных рамок. Интервью с экспертами в сфере образования дополнительно выявили проблемы локальной реализации и системные барьеры. Результаты показывают значительный разрыв между разработкой политики и её практическим воплощением. Несмотря на приверженность Казахстана международным соглашениям, продвижению инклюзии препятствуют централизация управления, ограниченное финансирование и устойчивая культурная стигматизация, особенно в сельской местности. Сравнительный анализ Финляндии, Германии и России подтверждает важность децентрализации, участия местных сообществ и качественной подготовки педагогов. Для достижения подлинной инклюзии необходимо сделать юридический язык более чётким и инклюзивным, расширить автономию местных сообществ в образовании, усилить подготовку учителей к работе с разнообразными обучающимися и устранить финансовые и культурные барьеры. Эти реформы обеспечат равные права и справедливое отношение ко всем учащимся.

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Articles

Как цитировать

К инклюзивному будущему: государственное управление, правовые реформы и образование в Казахстане. (2025). Law Journal, 2(2), 34-52. https://doi.org/10.47344/676v3423