К инклюзивному будущему: государственное управление, правовые реформы и образование в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.47344/676v3423Ключевые слова:
инклюзивное образование, государственное управление, правовые реформы, реализация политики, децентрализация, подготовка учителейАннотация
Данное исследование анализирует влияние правовых и административных систем Казахстана на реализацию инклюзивного образования. Инклюзивное образование направлено на обеспечение всем учащимся, включая детей с инвалидностью, качественного обучения на основе принципов равенства и прав человека. Применён смешанный метод исследования, объединяющий количественные данные о доступности школ и включённости лиц с инвалидностью с качественным анализом национальных и международных законодательных рамок. Интервью с экспертами в сфере образования дополнительно выявили проблемы локальной реализации и системные барьеры. Результаты показывают значительный разрыв между разработкой политики и её практическим воплощением. Несмотря на приверженность Казахстана международным соглашениям, продвижению инклюзии препятствуют централизация управления, ограниченное финансирование и устойчивая культурная стигматизация, особенно в сельской местности. Сравнительный анализ Финляндии, Германии и России подтверждает важность децентрализации, участия местных сообществ и качественной подготовки педагогов. Для достижения подлинной инклюзии необходимо сделать юридический язык более чётким и инклюзивным, расширить автономию местных сообществ в образовании, усилить подготовку учителей к работе с разнообразными обучающимися и устранить финансовые и культурные барьеры. Эти реформы обеспечат равные права и справедливое отношение ко всем учащимся.